Версия для слабовидящих

Лицам с ограниченными возможностями здоровья

Раздел предназначен для лиц с ограниченными возможностями здоровья.Расписание консультаций и вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья; Положение об обучении инвалидов и лиц с ОВЗ и прочее.

Информация
Отмена ограничения в отношении права на прием в пределах особой квоты

>Информация

О специальных условиях, созданных в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Камчатский государственный университете имени Витуса Беринга» (далее КамГУ им. Витуса Беринга) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья



Нормативно-правовые основы

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301) (Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в аспирантуре (утв. приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 №1259)), федеральными государственными образовательными стандартами по программам среднего профессионального и высшего образования, а также локальными актами ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» (далее – университет) организация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется «Положением об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» (ред. 2 от 30.04.2015).

Содержание образования по образовательным программам, реализуемым в университете, и условия организации обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ определяются, в том числе, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Реализация прав инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального и высшего образования, а также социальной адаптации в условиях университета

В университете реализуется организационная модель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Модель позволяет лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), использовать образование как наиболее эффективный механизм развития личности, повышения своего социального статуса.

В целях создания условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ структурные подразделения университета выполняют следующие задачи

  • отдел молодежной политики и социальной работы обеспечивает систематический учет инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления в университет и обучения, оказывает содействие в трудоустройстве (проводит индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, организует мастер-классы и тренинги);
  • деканаты факультетов обеспечивают адаптацию инвалидов и лиц с ОВЗ к условиям и режиму образовательной деятельности, проводят мероприятия по созданию толерантной среды на факультетах, способствующей вхождению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в студенческое сообщество;
  • кафедры осуществляют образовательный процесс с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

В университете обеспечивается участие всех лиц с ОВЗ и инвалидов независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, спортивнооздоровительных, досуговых, иных внеурочных мероприятий.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, которые разрабатываются при наличии заявления со стороны обучающегося или родителей, законных представителей с учетом медицинских показаний.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки преподавателей, методического и материально-технического обеспечения, наличием времени на подготовку, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения.

Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

Преподаватели, курсы которых требуют от обучающихся выполнения определенных специфических действий, представляющих собой проблему или действие, не выполнимое для студентов, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала.

Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляется сотрудниками деканатов. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ по их личному заявлению или по заявлению родителей и законных представителей для студентов, не достигших возраста 18 лет, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ при желании может быть увеличен, но не более чем на год.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в университете устанавливается особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура». В зависимости от рекомендации Федерального учреждения медико-социальной экспертизы, преподавателями этих дисциплин на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья обучающихся.

Университетом осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

После зачисления на основании приказа ректора университета инвалиды и лица с ОВЗ обязаны выполнять нормы и требования действующих в Университете локальных актов, в том числе Устава университета и Правил внутреннего трудового распорядка.

Ответственность за обеспечение условий для получения образования в университете инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья несут проректор по учебной работе, начальник отдела молодежной политики и социальной работы, начальник управления информатизации, начальник учебно-методического отдела, деканы факультетов.

Обеспечение доступа в здания университета инвалидов и лиц с ОВЗ

Образовательный процесс в КамГУ им. Витуса Беринга реализуется в трех учебных корпусах, расположенных по адресам:

  • Корпус № 1 (административный), г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4.
  • Корпус № 2 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д.69.
  • Корпус № 3, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4А.

Все учебные корпуса оснащены внешними пандусами и кнопками вызова помощника.

В каждом учебном корпусе имеются переносные телескопические пандусы.

На территории учебных корпусов № 1 и № 3 можно проехать на личном автомобиле. На территории организована специализированная парковка для автомобиля. Обучающимся инвалидам и (или) лицам с ОВЗ выдается пульт от электронного шлагбаума.

В учебном корпусе № 3 оборудована туалетная комната для маломобильных (на инвалидной коляске) обучающихся.

Наличие учебных кабинетов и объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Образовательный процесс для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ организован в учебном корпусе № 3, который наиболее приспособлен для данной категории обучающихся. Данный корпус оснащен внешним пандусом, телескопическим пандусом и ступенькоходами для подъема маломобильных обучающихся на верхние этажи здания. Несмотря на это, занятия для групп, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ОВЗ, организованы в аудиториях, расположенных на 1 этаже. Наряду с этим в этом же корпусе на 1 этаже находится учебный кабинет, который оснащен специализированным оборудованием для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (№ 108). В данном кабинете проходят учебные занятия разных типов: лекции, семинары, практические и др.

Средства обучения и воспитания (в том числе технические средства) для инвалидов и лиц с ОВЗ

При осуществлении образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью или, имеющих ограниченные возможности здоровья, учитываются следующие требования:

  1. Если учебное занятие проходит совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможности здоровья, то на занятии присутствует ассистент (тьютор или волонтер), оказывающий учащимся с ОВЗ необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.
  2. При проведении учебных занятий, преподаватели используют специальные (коррекционные) методы обучения и воспитания;
  3. При необходимости используются адаптированные методические материалы (тексты, распечатанные на принтере Брайля, аудиофайлы, видео материалы и пр.).
  4. В процессе обучения используются следующие технические средства индивидуального и коллективного пользования:
    • акустическая система (для слабослышащих обучающихся);
    • тренажер речевой беспроводной для кабинетных занятий «Радиолектор» (для слабослышащих студентов);
    • система «Диалог Базовый Плюс» (для глухонемых и слабовидящих обучающихся);
    • синтезаторы речи (для незрячих обучающихся);
    • электронные видеоувеличители (для слабовидящих обучающихся);
    • ручные видеоувеличители (для слабовидящих обучающихся);
    • программное обеспечение – Транслятор текста в Брайль (для незрячих обучающихся);
    • тифлоплееры (для слабовидящих и незрячих обучающихся);
    • устройство для чтения говорящих книг (для слабовидящих и незрячих обучающихся);
    • принтер для печати шрифтом Брайля с лицензионным программным обеспечением (для незрячих обучающихся);
    • ступенькоходы, которые используются также в качестве инвалидной коляски (для маломобильных обучающихся).

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В учебном корпусе № 3 находится зал для проведения занятий по физической культуре и спорту для данной категории обучающихся. Занятия проводит преподаватель, имеющий профессиональное образование и соответствующую подготовку по лечебной физической культуре. Занятия проводятся с учетом нозологии обучающегося. Зал лечебной физической культуры оснащен следующим спортивным инвентарем:

  • Мячи гимнастические;
  • Обручи гимнастические;
  • Скакалки;
  • Степплатформы;
  • Гантели;
  • Утяжелители;
  • Карематы;
  • Гимнастическая стенка;
  • Мячи для фитнеса;
  • Кольца для пилатеса;
  • Ленточные амортизаторы;
  • Велотренажер;
  • Беговая дорожка;
  • Вибро-массажер;
  • Кистевые эспандеры;
  • Палки гимнастические;
  • Резиновые амортизаторы;
  • Силовые эспандеры.

Об условиях охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов

В учебном корпусе № 3 находится студенческий здравпункт, который осуществляет медицинскую деятельность на основании Лицензии (серия ФС № 00022472, рег. № ФС-41-01-000384 от 16 сентября 2015 года).

В соответствии с лицензией медпункт осуществляет оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи.

Наряду с этим, в структуре университета имеется Центр развития личности и психолого-педагогической помощи населению. В данном центре коррекционные и развивающие занятия, а также консультации с обучающимися (в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) проводят специалисты высшей квалификации, кандидаты психологических наук, доценты кафедры теоретической и практической психологии.

Условия питания

Питание обучающихся организовано в студенческих кафе, расположенных в учебных корпусах № 2 и №3. Студенческие кафе расположены на первых этажах зданий. В каждое кафе имеется вход с раздвижными дверями, с учетом размера инвалидной коляски.

Предусмотрена доставка питания по предварительной заявке обучающегося с ОВЗ или инвалидностью (доставляют студенты-волонтеры).

О доступе к информационным системам и электронным образовательным ресурсам

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам осуществляется через официальный сайт университета. Сайт оснащен функцией для слабовидящих обучающихся. Сайт предоставляет возможность ведения обучающимся своего электронного портфолио, а также работу в личном кабинете, через который осуществляется доступ ко всем методическим материалам и информационным ресурсам. Сайт университета предоставляет возможность доступа к электронной библиотеке университета и другим электронным библиотечным системам, с которыми у университета имеется договор. В частности это такие электронные библиотечные системы как:

Сведения об общежитии, приспособленном для проживания инвалидов и лиц с ОВЗ

КамГУ им. Витуса Беринга не имеет общежития в своей структуре.

Развитие безбарьерной среды в ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга»

КамГУ им. Витуса Беринга является партнером Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, созданного на базе Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск). Сотрудничество осуществляется на основании договора.

Целью РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ является создание специальных условий, обеспечивающих доступность и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, а также содействие в трудоустройстве выпускников-инвалидов.

Профессорско-преподавательский состав университета постоянно повышает профессиональную компетентность в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ и инвалидов. 46 преподавателей университета в 2018 году прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Развитие инклюзивного образования и доступной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе» в объеме 72 часов. По итогам обучения всеми преподавателями получены удостоверения о повышении квалификации.

В университете функционирует волонтерский отряд, состоящий из студентов университета, обучающихся иных образовательных организаций Камчатского края и граждан города, ведущих добровольческую деятельность. Волонтеры данного отряда неоднократно привлекались для работы на национальном чемпионате «АБИЛИМПИКС». Все волонтеры данного отряда прошли специальную подготовку на базе факультета дополнительного образования КамГУ им. Витуса Беринга и

Университет проводит плановую работу по созданию комфортных и безопасных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

Отмена ограничения в отношении права на прием в пределах особой квоты

Федеральным законом от 01.05.2017 № 93-ФЗ (вступил в силу 12.05.2017) внесены изменения в части исключения требования о наличии у инвалида заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях.

Федеральным законом от 27.06.2018 № 162-ФЗ внесены изменения в статью 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета»

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ограничение, которое ранее было установлено частью 3 статьи 71 Федерального закона об образовании, отменено в отношении особого права, указанного в пункте 2 части 1 статьи 71 Федерального закона об образовании – права на прием в пределах особой квоты.

Таким образом, лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут поступать на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета одновременно в 5 образовательных организаций высшего образования на 3 специальности и (или) направления подготовки в каждой из указанных организаций.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять