Top.Mail.Ru

Об университете

flag

Камчатский государственный педагогический институт был организован в 1958 году Постановлением Совета Министров РСФСР(№ 897) на базе педагогического училища и располагался в трехэтажном здании по ул. Набережной, построенном в том же году. Первые занятия в нем состоялись 17 октября 1958 года, с этого дня и ведет отсчет история института.

Занятия начались на трех факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и факультете начальных классов. Приказом по институту были утверждены 4 кафедры: марксизма-ленинизма, педагогики и методики начального образования, математики и физики, русского языка и литературы. К занятиям на трех факультетах приступили 100 студентов-первокурсников, среди которых были представители 15 национальностей. В 1959 году организуется заочное отделение, включающее в свой состав факультеты математики, истории, русского языка и литературы, начальных классов. В год создания института в нем работало 14 преподавателей, из них 3 доцента. В числе первых выпускников института были Лайков В.Я., Финько З.М., Ахметова Г.Я., работающие в нашем институте более 35 лет.

В 1963 году входит в строй новый учебный корпус (нынешнее основное здание института) общей площадью 3514,2 кв. м. На одного студента дневного отделения приходилось 5 кв.м. полезной площади. Функционировало 16 учебных кабинетов и лабораторий, книжный фонд библиотеки составлял 75125 экземпляров учебной и научной литературы.phis В том же 1963 году было построено здание студенческого общежития, рассчитанное на 440 мест, общей площадью 3495 кв.м. (из них 330 кв.м. занимали учебные аудитории). В 1963 году из-за полной обеспеченности Камчатской области специалистами закрыли факультет начальных классов и историческое отделение. Вместо этого был увеличен план приема на факультеты русского языка и литературы, физико-математический. При факультете русского языка и литературы открывается новое отделение — английского языка, и факультет переименовывают в филологический.

В 1965 году, после выделения кафедры физвоспитания из кафедры педагогики и методики начального образования, последняя преобразуется в кафедру педагогики и психологии. Тогда же открывается вечернее отделение, где готовят специалистов по двум направлениям – английскому языку и математике; отделение просуществовало до 1978 года.

В 1968 году был открыт факультет общественных профессий (ФОП) с четырьмя отделениями: педагогическим, пропагандистским, спортивным, творческим. Факультет работал в вечернее время, готовя студентов к воспитательной работе в школе.

В том же 1968 году на базе ФОП организуется СТЭМ, вписавший немало славных страниц в творческую историю института. Создателем театра и ее первым художественным руководителем была Пастушенко Л. М.

Изменения в структуре института продолжаются. С 1 сентября 1972 года открывается новое отделение по специальности “История, обществоведение и английский язык”, в его состав включается отделение “Английский язык”. В 1973 году образуется кафедра английской филологии, в 1976 — кафедра истории. Появляются кафедры английского языка, второго иностранного языка, информатики, переименовываются кафедры марксизма-ленинизма (в кафедру общественно-политических наук, а затем в кафедру социально-гуманитарных наук), русской и зарубежной литературы (в кафедру литературы), кафедра истории (в кафедру истории и советского права, а затем ей возвращается прежнее название).

В период с 1976 по 1981 год институт постоянно занимал призовые места во Всероссийском соревновании среди педвузов третьей группы: в 1976 — 3 место, в 1977 — 2 место, в 1978 — 2 место, в 1979 — 1 место.

В 1980 году “за достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании организаций и учреждений, успешное выполнение заданий десятой пятилетки” Камчатский государственный педагогический институт награжден переходящим Красным знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений. План приема в 1976 году составляет 285 человек (185 — очное, 100 — заочное отделение). План выпуска — 120 человек. В целях совершенствования качества набора в институте в 1976 году создается “малый педфак” – факультет “будущего учителя”, на котором ежегодно обучалось в среднем 60-80 школьников 9-10 классов из самых дальних уголков Камчатки.

Начиная с 1977 года, проводится факультатив “школа вожатого” на базе инструктивно-методического лагеря, открывается отделение пионерских вожатых на факультете общественных профессий. С 1976 года организуются систематические выезды студентов в сельские школы для проведения различных мероприятий и оказания шефской помощи под девизом “Успехи сельской школы — в твоих руках”, создается “Школа выпускника”. Впервые в 1977 году институт добился стопроцентной явки выпускников на работу.

С первых дней существования института создается СНО, работа НИРС и УИРС в десятой пятилетке, как следует из отчета, “принимает принципиально новый характер: на кафедрах и факультетах внедряется комплексная система приобщения каждого студента к научному и техническому творчеству, охватывающая следующие виды и формы научно-исследовательской работы студентов: работа в студенческих научных кружках на кафедрах (32 — в 1976, 48 — 1980); участие в научных исследованиях преподавателей; подготовка курсовых и дипломных работ (впервые подготовлено к защите 6 дипломных работ); публикация научных студенческих работ в соавторстве с преподавателями; участие в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах как внутри института, так и за его пределами; лекционная работа по распространению знаний в области науки, техники, культуры среди населения и школьников.

За 1976—80 гг. 16 преподавателей поступили в аспирантуру, защищено 6 кандидатских диссертаций, опубликовано 134 научные работы — из них 3 монографии, 7 учебных пособий, 1 словарь, 2 сборника документов.

В 1981 году меняется структура НИР, в отчете за XI пятилетку читаем: “проведена работа по укреплению и актуализации проводимых научных исследований, устранено мелкотемье, прекращена разработка неактуальных и малоперспективных тем. Эта работа завершена в 1982 году, который в определенном смысле стал решающим в повышении эффективности научных исследований, проводимых институтом”. В 1983 году институт переступил порог своего 25-летия. Как и прежде, Камчатский государственный педагогический институт в 1981—85 гг. находился в группе лидеров во Всероссийском соревновании среди педвузов третьей группы.

В 1984 году начинает работу первый педкласс при базовой школе № 1. В 1985 году открываются еще 4 педкласса, два из них непосредственно на базе института, педклассы работают на правах отделения межшкольного учебно-производственного комбината.

24 марта 1984 года в институте проходит первый трехдневный областной слет учащихся-слушателей педагогических факультативов, организованный совместными усилиями института, облоно и обкома ВЛКСМ, в работе слета принимало участие 97 делегатов из всех районов области. К 1985 году в институте работало 88 преподавателей, из них 55,4% со степенями и званиями. За эти годы было защищено 2 докторских диссертации и 7 кандидатских. Продолжают работу научные студенческие кружки при кафедрах (49 — в 1981 г., 55 — в 1985 г.), на ежегодных научно-теоретических конференциях студентов сделано 669 докладов, на Республиканский тур конкурса было направлено 53 студенческие работы, 20 студентов выезжали для участия во Всесоюзных, республиканских, межрегиональных конкурсах. Продолжает работу ШМЛ, на девяти кафедрах созданы лекторские группы, в их состав входят более 300 студентов. В течение пяти лет студентами прочитано около 12 000 лекций, студенты руководят 68 кружками в школах города.

В 1983 году исполняется 15 лет со дня открытия ФОП. На семи отделениях ФОП занималось 300 студентов, получавших дополнительную педагогическую профессию по 12 специальностям. Творческие отделения ФОП готовят смотры художественной самодеятельности, которые становятся традиционными с 1968 года. По итогам городских смотров художественной самодеятельности институт неоднократно завоевывал призовые места, дипломы I степени, в 1982 году создана постоянная агитбригада, выступавшая с концертами в рабочих и воинских коллективах. В 1982 году в институте уже 5 студенческих строительных отрядов и вновь организованный педотряд “Факел”, участники которого работают летом в пионерских лагерях. В 1985—86 учебном году план приема и выпуска остается на уровне 1984/85 учебного года, но возрастает конкурс, он составляет по институту 1,8 человек на 1 место по сравнению с 1,3 – в 1981г. и 1,6 – в 1984 г. Впервые в 1986 году состоялся выпуск педагогического класса школы № 1, семеро выпускников этого класса поступили в Камчатский пединститут. В 1985/86 учебном году начато внедрение ЭВМ в учебный процесс: организована лаборатория вычислительной техники, институт получил первую микроЭВМ “Искра-226”, были приняты в эксплуатацию пакеты прикладных программ “Сессия”, “Абитуриент”.

На физико-математическом факультете введен курс “Основы информатики и вычислительной техники”. В отчете за год читаем: “В институте имеется 35 микрокалькуляторов различных типов, которые институту с трудом удалось приобрести в различных местах. Они сосредоточены на кафедрах математики и физики”. “Практически на каждом курсе студенты изучают предметы, связанные с информатикой и вычислительной техникой, которые взаимосвязаны между собой и представляют единый комплекс. Несмотря на трудности, вызванные отсутствием необходимой вычислительной техники в институте кафедра математики, используя ВЦ Главкамчатстроя и ВЦ других предприятий города, стремилась вооружить студентов не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, технологическим процессом обработки задач на ЭВМ на лабораторных занятиях”.

С 1987 года институт начинает подготовку учителей по специальности “Английский язык и педагогика”, на эту специальность зачислено 30 человек. В том же 1987 году заочное отделение начинает подготовку по специальности “Педагогика и методика начального обучения”.

В 1987—88 учебном году физико-математический факультет переходит на обучение по раздельным специальностям: математика и физика. 1988 год. Год тридцатилетия института. Коллектив работает над выполнением “Основных направлений перестройки высшего и среднего профессионального образования”. В очередной раз менялись учебные планы, что создавало определенные трудности в работе факультетов и кафедр. Филологический факультет переходит на пятилетний план обучения, на этом же факультете проводится эксперимент по изменению структуры НПП. Факультет совместно с кафедрой педагогики вводит трехнедельную практику по воспитательной работе на 3 курсе. Постепенно практика на младших курсах заменена профессионально-педагогической практикой, и в 1991/92 учебном году она прочно занимает свое место уже в учебных планах всех факультетов.

Продолжает расширяться спектр специальностей, вводятся направления дополнительной подготовки: география, экономика, восточные языки. В 1993 году на заочном отделении открывается специальность “психология” для лиц, имеющих высшее образование. Увеличивается контингент студентов. На 1994 год он составляет 1844 человека на очном и заочном отделениях. В 1991 году впервые осуществляется набор студентов сверх контрольных цифр по договорам, на первый курс принято 9 человек, в 1994 году в институте обучалось по договорам уже 116 человек. В 1992 году институт арендует здание по улице Ленинской, 69, а 3 июня 1996 года здание передается институту на правах оперативного управления. Начинается реконструкция общежития: 2,3,4 этажи постепенно переоборудуются под учебный процесс. В 1992 году, когда Камчатская область была открыта для посещения иностранцев, институт получил возможность развития международных связей. Всего с 1991 года в институте работало 20 иностранных преподавателей, многие студенты факультета иностранных языков прошли стажировку в разных формах в школах, колледжах и университетах США, Англии, Японии, Китая, преподаватели специальных кафедр выезжали в Англию и США для чтения лекций, проведения практических занятий, с целью стажировки. 31 января 1992 года Камчатский государственный педагогический институт получил лицензию на издательскую деятельность (редактор издательства Рязанцев А.Е., куратор — Горюшкин А.П.).

В октябре 1994 г. в институте работает аттестационная комиссия Министерства образования. Заключение комиссии по итогам проверки положительное, институт аттестован по 5 специальностям сроком на 5 лет.

В 1995 году факультеты и кафедры приступают к реализации ГОС: разрабатываются новые учебные планы, учебно-методические комплексы, определяются региональные компоненты. В 1997 году лицензированы специальности “информатика” и “психология”. В конце того же года в Камчатском государственном педагогическом институте открыта аспирантура по двум специальностям (на настоящий момент их количество возросло до 16). В марте 1999 года на основании решения Ученого совета КГПИ из состава кафедры второго иностранного языка выделяется кафедра восточных языков. В сентябре в КГПИ создана лаборатория психологических исследований проблем развития личности. С того же времени функционирует лаборатория мультимедийных технологий, которая позже преобразуется в отдел новых информационных технологий в составе научно-исследовательского центра информационных технологий В мае 1999 года создается научно-исследовательский отдел института (НИО). Годом позже происходит одно из самых значимых в истории института событий. В соответствии с приказом Министерства образования РФ №3149 от 31. 10. 2000 года приказом ректора КГПИ переименован в КГПУ.

Изменение статуса повлекло за собой возникновение новых отделов, лабораторий, кафедр. С 1 сентября психолого- педагогический факультет выделяется из состава филологического. Примерно в то же время появляется отдел педагогической практики. В октябре 2000 года начинает функционировать лаборатория по проблемам этноэкологии человека Севера, в ноябре — лаборатория геологических проблем природопользования и образования (которые вскоре были переименованы в лаборатории этно-экологии человека Севера и лабораторию проблем геологического образования). В том же году создается лаборатория вулканизма и геодинамики. Научно-исследовательский отдел приказом №75 от 16. 09. 2000 года реорганизуется в отдел научно-исследовательских работ и международных связей. Одновременно создаются научно-технический совет университета (НТС) и совет научных руководителей аспирантов и соискателей (СНРАС). С 1 декабря 2000 года в КГПУ появляется редакционный отдел многотиражной газеты “Альма Матер”. До настоящего времени газета остается для студентов одним из лучших средств получения информации обо всем происходящем в стенах родного университета. Более того, все желающие получили возможность попробовать себя в качестве корреспондентов и журналистов: редакционная коллегия газеты состоит из числа студентов разных курсов и факультетов. 2001 год. Кафедра географии выделяется из состава кафедры физики и географии. Создаются кафедра биологии и химии при психолого-педагогическом факультете, проблемная лаборатория прикладной экологии.

В целях совершенствования структуры управления научно-исследовательской деятельностью, концентрации усилий и средств на наиболее перспективных научных направлениях, а также для обеспечения условий фундаментальных научных исследований с 2001 года в КГПУ создаются следующие научно- исследовательские структурные подразделения: научно-исследовательский институт геофизики, геологии и экологии Камчатки, научно-исследовательский институт региональных гуманитарных проблем, научно-исследовательский центр информатизации образования (в состав последнего вскоре включается отдел телекоммуникаций). В 2002 году появляется кафедра психологии профессионального образования. В 2002 году кафедра географии преобразуется в кафедру географии, геологии и геофизики, т.к. в университете открываются новые университетские специальности – прикладная геологи и геофизика. Создаются новые структуры: центр по трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников КГПУ, отдел по воспитательной работе. Организуется первый международный полевой лагерь-экспедиция «Наследие».

В 2003 году кафедра истории разделяется на две: кафедра отечественной истории и кафедра всеобщей истории. Создаются новые структурные подразделения: факультет дополнительного образования и повышения квалификации, центр мониторинговых исследований. Кафедра психологии разделяется на две: кафедру теоретической и практической психологии и кафедру специальной и клинической психологии. В посёлке Сосновка Елизовского района закладывается база практик кафедры географии, геологии и геофизики. При кафедре русского языка начинается проведение государственного тестирования по русскому языку как иностранному для приема в гражданство Российской Федерации. Организуется первая летняя международная молодежная полевая школа-семинар «Натуралист», посвященная вопросам вулканизма, геологии, минералогии района. На факультете иностранных языков создается система стажировок в странах изучаемого языка. В 2004 году при университете создается Автономная некоммерческая организация Инновационно-технологический центр “Камчатский Технопарк”. В 2005 году в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию № 686 от 15.07.2005 года приказом ректора ГОУ ВПО «Камчатский государственный педагогический университет» переименовывается в ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет». Из состава кафедры СГН выделяется кафедра экономики. В 2006 году в университете создается учебно-методическое управление. Федеральное агентство по образованию на основании решения Ученого совета КамГУ и постановления администрации Камчатской области издает приказ № 120 «о переименовании ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет» в ГОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга».new 2007 год. Из состава кафедры английского языка выделяется кафедра перевода и переводоведения, обеспечивающая соответствующую специальность.

В университете работает 55 штатных преподавателей и 12 совместителей, из них более 80% имеют ученые степени и звания. Продолжает увеличиваться и контингент студентов. Всего реализуется 60 профессионально-образовательных программы.

Сегодня университет находится на этапе стремительного развития. Так 2022 году было разработано 9 новых основных профессиональных образовательных программ, на которые впервые был объявлен набор абитуриентов. Из них – 5 программ бакалавриата и 4 программы магистратуры.

Одна из программ магистратуры – уникальная программа по направлению подготовки 05.04.01 «Геология» (профиль «Вулканология и сейсмология»), которая будет реализовываться в сетевой форме при участии специалистов кафедры петрологии и вулканологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Программа будет реализована совместно с московскими педагогами высшей школы, кандидатами и докторами наук, учеными мирового уровня, а также специалистами Научно-исследовательского Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук и Камчатского филиала Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук».

В стенах университета трудятся преподаватели, которые своим трудом, талантом, преданностью избранной профессии писали летопись Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, среди них Шевченко Ольга Георгиевна, Андреева Елена Анатольевна, Башун Ольга Владимировна, Рязанцев Александр Евгеньевич и другие.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга. Вышеуказанные данные обрабатываются с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. Политика обработки персональных данных.

Принять