Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга»
  • Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Шрифт:
    • Arial
    • Times New Roman
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б

Доступная среда

Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

В структуре университета имеется Центр развития личности и психолого-педагогической помощи населению. В данном центре коррекционные и развивающие занятия, а также консультации с обучающимися (в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) проводят специалисты высшей квалификации, кандидаты психологических наук, доценты кафедры теоретической и практической психологии.

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

О специальных условиях, созданных в федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования "Камчатский государственный университете имени Витуса Беринга" (далее КамГУ им. Витуса Беринга)

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Нормативно-правовые основы

 

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301) (Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в аспирантуре (утв. приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 №1259)), федеральными государственными образовательными стандартами  по программам среднего профессионального и высшего образования, а также локальными актами ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» (далее – университет) организация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется «Положением об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «КамГУ им. Витуса Беринга» (ред. 2 от 30.04.2015).

Содержание образования по образовательным программам, реализуемым в университете,  и условия организации обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ определяются, в том числе, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

 

2. Реализация прав инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального и высшего образования, а также социальной адаптации в условиях университета

В университете реализуется организационная модель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Модель позволяет лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), использовать образование как наиболее эффективный механизм развития личности, повышения своего социального статуса.

В целях создания условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ структурные подразделения университета выполняют следующие задачи:

-     отдел молодежной политики и социальной работы обеспечивает систематический учет инвалидов и лиц с ОВЗ на этапах их поступления в университет и обучения, оказывает содействие в трудоустройстве (проводит индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, организует мастер-классы и тренинги);

-     деканаты факультетов обеспечивают адаптацию инвалидов и лиц с ОВЗ к условиям и режиму образовательной деятельности, проводят мероприятия по созданию толерантной среды на факультетах, способствующей вхождению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в студенческое сообщество;

-     кафедры осуществляют образовательный процесс с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.

В университете обеспечивается участие всех лиц с ОВЗ и инвалидов независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, спортивнооздоровительных, досуговых, иных внеурочных мероприятий.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, которые разрабатываются при наличии заявления со стороны обучающегося или родителей, законных представителей с учетом медицинских показаний.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки преподавателей, методического и материально-технического обеспечения, наличием времени на подготовку, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения.

Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

Преподаватели, курсы которых требуют от обучающихся выполнения определенных специфических действий, представляющих собой проблему или действие, не выполнимое для студентов, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам с ОВЗ альтернативные методы закрепления изучаемого материала.

Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ОВЗ в конкретной группе осуществляется сотрудниками деканатов. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ по их личному заявлению или по заявлению родителей и законных представителей для студентов, не достигших возраста 18 лет, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ при желании может быть увеличен, но не более чем на год.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в университете устанавливается особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура». В зависимости от рекомендации Федерального учреждения медико-социальной экспертизы, преподавателями этих дисциплин на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья обучающихся.

Университетом осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

После зачисления на основании приказа ректора университета инвалиды и лица с ОВЗ обязаны выполнять нормы и требования действующих в Университете локальных актов, в том числе Устава университета и Правил внутреннего трудового распорядка. 

Ответственность за обеспечение условий для получения образования в университете инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья несут проректор по учебной работе, начальник отдела молодежной политики и социальной работы, начальник отдела сопровождения информационных систем, начальник учебно-методического отдела, деканы факультетов. 

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Для обеспечения образовательного процесса по основным образовательным программам, реализуемым в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга, для лиц с ограниченными возможностями здоровья используется следующее оборудование:

Наименование оборудованияКол-во
1Акустическая система для слабослышащих1
2Тренажер речевой беспроводной для кабинетных занятий "Радиолектор" (для кабинетных занятий для слабослышащих студентов)1
3Система "Диалог Базовый Плюс" (для глухонемых и слабовидящих обучающихся)1
4Синтезатор речи Vjuse JAWS (для незрячих обучающихся)3
5Электронныйвидеоувеличитель ЭРВУ Loki (компактное переносное устройство для инвалидов по зрению)3
6Электронный ручной видеоувеличитель - мышь "Видео-оптик" (для слабовидящих обучающихся)3
7Тифлоплеер Соло-1 (для слабовидящих и слепых обучающихся воспроизводит говорящие книги, текстовые и звуковые файлы)1
8Принтер для печати шрифтом Брайля1
9Программное обеспечение - Транслятор текста в Брайль1

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Образовательный процесс в КамГУ им. Витуса Беринга реализуется в трех учебных корпусах, расположенных по адресам:

Корпус № 1 – г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4.

Корпус № 2 – г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д.69.

Корпус № 3 – г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4А.

            Все учебные корпуса оснащены внешними пандусами и кнопками вызова помощника.

            В каждом учебном корпусе имеются переносные телескопические пандусы.

            На территории учебных корпусов № 1 и № 3 можно проехать на личном автомобиле. На территории организована специализированная парковка для автомобиля. Обучающимся инвалидам и (или) лицам с ОВЗ выдается пульт от электронного шлагбаума.

            В учебном корпусе № 3 оборудована туалетная комната для маломобильных (на инвалидной коляске) обучающихся.

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Описание:

При осуществлении образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью или, имеющих ограниченные возможности здоровья, учитываются следующие требования:

 

  1. Если учебное занятие проходит совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможности здоровья, то на занятии присутствует ассистент (тьютор или волонтер), оказывающий учащимся с ОВЗ необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей.
  2. При проведении учебных занятий, преподаватели используют специальные (коррекционные) методы обучения и воспитания;
  3. При необходимости используются адаптированные методические материалы (тексты, распечатанные на принтере Брайля, аудиофайлы, видео материалы и пр.).
  4. В процессе обучения используются следующие технические средства индивидуального и коллективного пользования:
    • акустическая система (для слабослышащих обучающихся);
    • тренажер речевой беспроводной для кабинетных занятий «Радиолектор» (для слабослышащих студентов);
    • система «Диалог Базовый Плюс» (для глухонемых и слабовидящих обучающихся);
    • синтезаторы речи (для незрячих обучающихся);
    • электронные видеоувеличители (для слабовидящих обучающихся);
    • ручные видеоувеличители (для слабовидящих обучающихся);
    • программное обеспечение – Транслятор текста в Брайль (для незрячих обучающихся);
    • тифлоплееры (для слабовидящих и незрячих обучающихся);
    • устройство для чтения говорящих книг (для слабовидящих и незрячих обучающихся);
    • принтер для печати шрифтом Брайля с лицензионным программным обеспечением (для незрячих обучающихся);
    • ступенькоходы, которые используются также в качестве инвалидной коляски (для маломобильных обучающихся).

Сведения о специальных условиях охраны здоровья

Отсутствуют
Отсутствуют
Отсутствуют
Отсутствуют
Отсутствуют
Описание:

В учебном корпусе № 3, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д.4А, находится медпункт, который осуществляет медицинскую деятельность на основании Лицензии (серия ФС № 00022472, рег. № ФС-41-01-000384 от 16 сентября 2015 года).

В соответствии с лицензией медпункт осуществляет оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи.

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и электронным образовательным ресурсам осуществляется через официальный сайт университета. Сайт оснащен функцией для слабовидящих обучающихся. Сайт предоставляет возможность ведения обучающимся своего электронного портфолио, а также работу в личном кабинете, через который осуществляется доступ ко всем методическим материалам и информационным ресурсам. Сайт университета предоставляет возможность доступа к электронной библиотеке университета и другим электронным библиотечным системам, с которыми у университета имеется договор. 

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют специально оборудованные кабинеты и объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернаты

В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья